МАСТЕР-КЛАСС ПО МУЗЫКАЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

1. Современная психотерапия – интеграция подходов. История становления музыкальной терапии. «Омузыкаленное» восприятие мира и его значение для здоровья. Музыкально-интегральная терапия, её возможности и основные виды. Связи музыкально-интегральной терапии с другими психологическими школами и направлениями (психоанализ, бихевиоральная терапия, когнитивная терапия, гештальт-терапия, эмоционально-образная терапия, транзактный анализ, нейро-лингвистическое программирование.

Жизнь как движение, движение как живая материя по Н.А.Бернштейну. Психологические модели отражения действительности в искусстве на основе феномена движения. Архетипы Юнга (Герой, Мать, Старец, Дитя) и их воплощение в музыкальном образе. Взгляды Л.С. Выгодского на природу искусства. Основной приём искусства — «Уничтожение содержания формой». Психология катарсиса в искусстве и его необходимость для здоровья.

Личность как мелодия. Мелодия души как показатель уровня психологического здоровья личности. Нахождение собственной мелодии жизни как аналога жизненного пути. Выявление проблем личности в процессе восприятия музыки на основе анализа содержания музыкального образа как проекции личности.

Музыкально-оздоровительный аутотренинг.

2. Психосоматика, алекситимия и искусство. Возможности музыкально-интегральной терапии в преодолении алекситимии и профилактики психосоматических заболеваний. Основные виды деятельности в музыкальной терапии – восприятие музыки, её исполнение и творчество. Психологическое тестирование личности на предмет предрасположенности к конкретным психосоматическим заболеваниям.

Психоаналитические подходы в музыкальной терапии. (Фрейд, Адлер). Метод свободных ассоциаций в музыкально-интегральной терапии. Ранние воспоминания по А.Адлеру через музыкальные образы детства. Возможность их трансформации в целях оздоровления психики и улучшения эмоционального состояния. Эмоциональное выгорание и его профилактика средствами музыки.

Музыкально-оздоровительный аутотренинг.

3. Перинатальный период в жизни человека и его особенности. Проблема нежеланности ребенка и её последующее влияние на жизнь взрослого. Музыка и её влияние на созревание биоритмов мозга. Влияние эмоционального состояния матери и её сенсомоторных ощущений на созревание растущего плода-ребенка. Возможности музыки в жизни беременных женщин в оказании помощи в вынашивания и рождения здорового ребенка.

Базовые перинатальные матрицы С.Грофа, их музыкальные аналоги и влияние на последующую жизнь взрослого. Колыбельные песни и их психотерапевтические возможности в оздоровлении ребенка. Утешение Внутреннего ребенка. Терапия материнской любовью по Б.З. Драпкину и её музыкальное оформление. Коррекция состояния нежеланности рождения средствами музыкально-интегральной терапии.

Музыкально-оздоровительный аутотренинг.

4. Бессонница, её причины и последствия. Быстрый и медленный сон, их физиологические корреляты. «Музыкальные сны» — ключи, открывающие ворота в Царство бессознательного. Типические музыкальные образы и сновидения. Негативные и позитивные образы в процессе музыкального восприятия как средство диагностики проблем личности.

Методы достижения хорошего сна с помощью музыкально-интегральной терапии. Музыкальные произведения для хорошего сна. Колыбельные песни для детей и взрослых. Медитация и аутотренинг как аналог оздоровительного сна. Музыкально-оздоровительный аутотренинг.

5. Дыхание как основа жизни. Эндогенное и экзогенное дыхание. Определение уровня здоровья на основе дыхательных проб. Проблемы дыхания в Большом Городе. Технологии антистрессового оздоровительного дыхания и их особенности в разных оздоровительных системах. (Дыхание йогов, методики Стрельниковой, Бутейко, Неумывакина, Фролова).

Ритм вдохов и выдохов как показатель психологического здоровья человека и силы его иммунитета. Их влияние на эмоциональное состояние человека. Ритмизованное дыхание в различных пропорциях и его музыкальное сопровождение. Терапия омузыкаленным стоном, плачем и смехом.

Музыкально-оздоровительный аутотренинг.

6. Лишний вес и избыточный аппетит. Психологические причины переедания (немотивированные страхи, тревога, беспокойство, раздражительность, скука, бессмысленность жизни, вторичная выгода). Коррекция с помощью музыки и дыхательных упражнений негативных эмоциональных состояний, провоцирующих булимию.

Музыкальная нейро-лингвистическая программа нормализации веса. Перестройка стереотипа питания на основе прояснения смысла жизни, усиления внутреннего локуса контроля, психологической самоподдержки с помощью восприятия музыки, пропевания музыкально-психотерапевтических формул.

Музыкально-оздоровительный аутотренинг.

7. Депрессия. Её виды и причины. Психоаналитические, бихевиоральные и когнитивные подходы. Отличие депрессии от печали. Психосоматические последствия депрессии. Локализация депрессии в различных частях тела. Образы депрессии в тактильных, вкусовых, обонятельных звуковых и зрительных ощущениях.

Специфика отражения депрессии в музыкальных образах. Коррекция депрессии методом катарсического плача и причитаний, с помощью кинезиологических движений, восприятия музыкальных образов и специализированных дыхательных упражнений.

Программирование позитивного мироощущения с помощью музыкально-психотерапевтических песен и формул. Терапия музыкально-творческим самовыражением в преодолении депрессии – танец, игра на музыкальных инструментах, сочинение пропевания психотерапевтических формул и песен.

Музыкально-оздоровительный аутотренинг.

8. Агрессия и раздражительность в современном социуме. Психоаналитический подход. Фрустрация потребностей как основной источник агрессивного поведения. Транзактный анализ феномена агрессии по Э.Берну. Вербальная и физическая агрессия. «Внутренний ребенок» и его «песни» (веселые, грустные и злые). Связь агрессии с негативными чувствами – обидой, ревностью, завистью, виной.

Положительные стороны агрессивного поведения. Агрессия и мотивация. Канализации агрессии на личностный и профессиональный рост. Ослабление и изживание агрессии с помощью свободного танца, дыхания, восприятия и исполнения и музыки.Музыкально-оздоровительный аутотренинг.

9. Психология любви. Её начало в перинатальном и в младенческом возрасте. Концепция Э.Берна четырёх типов отношений к другому. Гуманистическая психология о любви. Музыкальные образы различных типов любви (любовь-сторге, -эрос, -прагма, -мания). Их выражение в музыкальных интонациях. Родительская любовь – материнская и отцовская. Её отражение во взглядах на ребенка, в интонациях и в мелодике речи.

Мелодии родительской любви через призму архетипов К. Юнга. Их влияние на личность и судьбу взрослого человека. Родительские предписания и сценарии жизни по Э. Берну. Их звучание и отражение в музыкальных образах.

Жизнь как симфония любви. Настройка личности с помощью музыки на психологическое состояние влюбленности и полётности.

Музыкально-оздоровительный аутотренинг.

10. Психология успеха и мотивация его достижения по Мак-Клелланду. Психология фрустрации и её преодоление с помощью музыки. Формирования мотивации достижения успеха с помощью музыки.

Психология радости и счастья. Радость в различных философских школах и психологических направлениях. Радость «высокая» и «низкая». Психология счастья в современных исследованиях. Когнитивные и эмоциональные составляющие переживания счастья. Формирование позитивного мироощущения с помощью музыки, психотерапевтических формул, движения и ритмизованного дыхания.

Музыкально-оздоровительный аутотренинг.